Подвеска автомобиля изначально служила только целям комфортабельной езды – проще говоря, чтобы не трясло и не качало. Но с ростом скоростей на подвеску легла ещё одна очень важная функция – повышение управляемости автомобиля на больших скоростях. Если с первым своим назначением все подвески справляются примерно одинаково, то вторая функция постоянно требует совершенствования – ведь скорости растут. Таким образом, в результате эволюции устройство подвески автомобиля постоянно менялось, и сейчас существует около пятнадцати общих технических решений, не считая вариаций. Мы рассмотрим вкратце устройство подвески автомобиля: как передней, так и задней.
Устройство передней подвески автомобиля
В современных автомобилях в качестве передней подвески используются исключительно подвески независимого типа – то есть такие, где движение одного колеса никак не связано с движением второго. Устройство передней подвески, таким образом, несколько сложнее, чем устройство подвески задней.
Мы рассмотрим наиболее распространённые конструкции: подвеску Макферсона и подвеску на двойных поперечных рычагах.
Подвеска типа Макферсон – это наиболее распространённая конструкция подвески для малолитражек и автомобилей среднего класса. Основной элемент конструкции – это амортизационная стойка. Посредством шарнира она связана с рычагом в нижней части, а в верхней посредством подшипника – с кузовом.
Подвеска Макферсона имеет ряд достоинств, среди которых:
- компактность конструкции;
- её простота;
- возможность внесения изменений в конструкцию автомобиля без изменения подвески;
- относительная дешевизна обслуживания.
Естественно, у подвески Макферсона есть и недостатки:
- не лучшие параметры кинематики движения автомобиля;
- амортизаторная стойка загружена, а потому часто выходит из строя;
- больше продольный крен («клевок») при торможении;
- сложность шумоизоляции.
Подвеска на двойных поперечных рычагах дороже, массивнее, а потому менее распространена. Обычно этот тип подвески устанавливают на автомобили выше среднего класса. В этом типе подвески главным конструктивным элементом являются два рычага, внутренняя часть которых крепится к кузову или раме, а внешняя – к стойкам, несущим колёса. Места крепления подвижны, в них используются шаровые опоры или шарниры. Пропорции рычагов этой подвески таковы, что обеспечивают не только плавный ход автомобиля, но и его отличную управляемость, а также устойчивость на дороге.
У подвески на двойных поперечных рычагах масса достоинств:
- подвеска образует единый узел, который для ремонта можно полностью демонтировать;
- подвеска на данный момент позволяет получить наилучшую управляемость автомобиля на больших скоростях.
Впрочем, у подвески на двойных поперечных рычагах есть и недостатки:
- массивность;
- сложность обслуживания и ремонта;
- довольно высокие нагрузки в местах крепления рычагов.
Устройство задней подвески автомобиля
Задняя подвеска современного автомобиля не настолько загружена, как передняя. Поэтому устройство задней подвески обычно более простое, чем у подвески передней.
В автомобилях малого и среднего класса обычно используются торсионные подвески. Основной элемент его конструкции – это торсион, металлический стержень высокой упругости. С одного края торсион закрепляется на раме автомобиля (в отличие от подвески на поперечных рычагах – жёстко), а с другого – соединяется со ступицей колеса посредством рычага.
Основные преимущества торсионных подвесок – это:
- компактность, лёгкость, простота обслуживания и ремонта;
- возможность существенной регулировки дорожного просвета;
- отличная управляемость в крене.
Из минусов обычно отмечают:
- быстрый износ подшипников в месте соединения рычага и торсионной балки;
- возможность излишнего заноса при поворотах;
- высокая стоимость торсионов.
В автомобилях высокого класса обычно используется многорычажная подвеска, которая является усложнённым вариантом подвески на двойных поперечных рычагах. Принцип её работы не отличается от этого типа подвески. Однако за счёт использования большего количества рычагов она имеет больше преимуществ. Кроме уже отмеченных гибкости и управляемости, многорычажная подвеска отличается также:
- особой комфортабельностью движения;
- возможностью максимальной изоляции шума и вибраций.
Недостатки же у многорычажной подвески те же:
- массивность;
- трудоёмкость и дороговизна обслуживания.
Подробнее о видах подвесок легковых автомобилей вы можете прочитать в нашей статье.
Если вам необходим ремонт подвески, ознакомиться с условиями обслуживания авто предлагаем здесь.